Сравнение мышей CD-1 и ICR по показателю импульсивности в тесте обогащенного крестообразного лабиринта: эффекты атомоксетина
DOI:
https://doi.org/10.18413/rrpharmacology.11.724Аннотация
Введение. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и взрослых - это психоневрологическое заболевание, которое характеризуется трудностями с поддержанием внимания и импульсивностью поведения. Это одна из проблем современной медицины, требующая разработки соответствующих методов лечения и валидных моделей у животных. Ранее нами была разработана модель обогащенного крестообразного лабиринта, пригодная для экспресс-оценки дефицита внимания у грызунов. Недавно мы также выявили, что в данной модели можно оценить показатели импульсивности у крыс со спонтанной гипертензией. Настоящее исследование направлено на оценку показателей импульсивности в обогащенном крестообразном лабиринте у мышей линий CD-1 и ICR.
Материалы и методы: Использовали взрослых самцов мышей аутбредных линий CD-1 (n=199) и ICR (n=148), принадлежащих к различным племенным ядрам. Их исследовательское поведение оценивали в тесте обогащенного крестообразного лабиринта, который позволяет определить показатели импульсивности и внимания к обогащающим объектам. Устройство представляет собой радиальный лабиринт с 4-мя рукавами, два рукава которого содержат объекты (обогащенные отсеки). Нормальные, неимпульсивные и внимательные животные, исследующие лабиринт, обычно проводят больше времени в центральном отсеке, прежде чем войти в обогащенные рукава, а затем проводят больше времени в этих рукавах по сравнению с пустыми рукавами. У импульсивных и невнимательных особей наблюдается противоположная тенденция. Атомоксетин (3 мг/кг) в качестве препарата выбора при СДВГ вводили внутрибрюшинно один раз в день в течение 6 дней подряд.
Результаты и их обсуждение. Частотное распределение индекса импульсивности, полученное от мышей обеих линий, имело четкую бимодальную форму, которая статистически значимо отличалась от нормального распределения. Полученные результаты указывают на существование субпопуляций особей с высокой и низкой импульсивностью. Мышей линий CD-1 (n=60) и ICR (n=40) использовали в эксперименте 2, в котором им вводили атомоксетин или плацебо (внутрибрюшинно один раз в день в течение 6 дней). У невнимательных мышей субхроническое введение атомоксетина избирательно улучшало показатели импульсивности во втором тесте обогащенного крестообразного лабиринта.
Заключение. Тест обогащенного перекрестного лабиринта может быть использован в нейробиологических исследованиях импульсивности и для скрининга новых лекарственных препаратов для лечения СДВГ
Графическая аннотация
Ключевые слова:
импульсивность, дефицит внимания, обогащенный крестообразный лабиринт, мыши, атомоксетинБиблиографические ссылки
American Academy of Pediatrics (2000) Clinical practice guideline: diagnosis and evaluation of the child with attention deficit/hyperactivity disorder. Pediatrics 105(5): 1158–1170. https://doi.org/10.1542/peds.105.5.1158
Mannuzza S, Klein RG, Bessler A, Malloy P, LaPadula M (1993) Adult outcome of hyperactive boys: educational achievement, occupational rank, and psychiatric status. Archives of General Psychiatry 50(7): 565–576. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820190067007
Paloyelis Y, Rijsdijk F, Wood AC, Asherson P, Kuntsi J (2010) The genetic association between ADHD symptoms and reading difficulties: The role of inattentiveness and IQ. Journal of Abnormal Child Psychology 38(8): 1083–1095. https://doi.org/10.1007/s10802-010-9429-7
Salimov RM, Kovalev GI (2025) The enriched cross-maze test as a model of impulsivity and attention deficit in spontaneously hypertensive rats. Research Results in Pharmacology 11(1): 69–76. https://doi.org/10.18413/rrpharmacology.11.533
Volkow ND, Swanson JM (2013) Adult attention deficit–hyperactivity disorder. New England Journal of Medicine 369: 1935–1944. https://doi.org/10.1056/NEJMcp1212625
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Salimov RM, Sukhorukova NA, Kovalev GI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Русский
English
